В БСЭ ковёр определяется как художественное текстильное изделие (с многоцветными узорами или изображениями), служащее для украшения и утепления помещений и для звукопоглощения.
Ковроткачеством люди овладели очень давно, сохранились фрагменты ковра, датируемые 5 веком до н.э. (Пазарыкский ковёр, хранится в Эрмитаже). Также давно придуманы и до сих пор употребляются для плетения ковров разнообразные ткацкие станки, получаемые на них изделия – это ручная работа. Машинные ковры имеют свою нишу назначения, прежде всего, удовлетворение утилитарных потребностей их пользователей.
Прежде всего, ковры ручной работы ценятся, как предметы изобразительного искусства, формы и содержание которых были отшлифованы руками и воображением множества поколений ремесленников. Такие ковры достаточно дороги, а цена уникальных экземпляров находится в районе миллиона долларов. Причём стоимость такого антиквариата постепенно растёт, так как, увы, они ветшают, гибнут во всевозможных исторических катаклизмах. В национальных музеях многих стран Азии и Африки собраны уникальные коллекции ковров, созданных поколениями местных мастеров.
Опять воспользуемся определением БСЭ: изобразительные качества ковра зависят от фактуры ткани (с ворсом или без), природой материала (например, шерсть, шёлк, лён, хлопок) и красителей, форматом, видом узора (медальон, центральное поле, бордюр), характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или иной), размещённого в полосах, медальонах, рядами, цветовым построением. Обратите внимание, что художественные элементы ковра определяются, как и для предмета изобразительного искусства. И тут такое разнообразие приёмов изображения, влияния идеологии (в странах ислама на коврах почти не встречаются изображения людей), течений вечно меняющейся моды и застывших традиционных приёмов.
С внедрением в ковроделие машин, движущихся силой пара, электричества, раньше всего в Европе художественный уровень ковров снизился, они стали стандартными по рисунку и узорам, изобразительным приёмам.
Но принимая во внимание мастерство исполнения плетения и красоту рисунка ковры ручного изготовления не могут быть превзойдены машинами. При ручном плетении ворс создаётся за счёт завязывания узлов из пряжи на нитях основы. И здесь руки ткача создают пусть малозаметные отличия одного ковра от другого.
Безворсовые ручные ковры в зависимости от способа формирования (сцепления цветных нитей утка и нитей основы) разделяются на килим, палас, шпалеру, сумах.
Эксперты и знатоки различают ковры ручной работы по мету изготовления, Одно перечисление только стран займёт слишком много места, но укажем самые знаменитые: персидские (ныне иранские), турецкие, кавказские (тут в каждой стране свои многочисленные центры ковроткачества), туркменские (они подразделяются по родам — текинские, сарыкские, эрсаринские, йомудские и другие), китайские, индийские и т.д. Можно углубиться в различия между, например, текинскими и бухарскими коврами, но это уже для знатоков.
Словом, разнообразие ковров ручной работы очень большое. И наш совет покупателям обращайтесь за консультацией к специалистам, которые вам объяснят содержание и смысл, состав и другие особенности этих изделий. Конечно, вы можете самостоятельно поискать и прочитать разнообразную информацию, прежде всего, в Интернете на сайтах специализированных магазинов.