В последнее десятилетия в качестве запорной арматуры на объектах теплоэнергетики использовались клиновые задвижки из стали или чугуна со специальным обрезиненным диском. При использовании таких задвижек службы эксплуатации находили ряд недостатков:
— сложность в аварийной ситуации экстренного перекрытия трубопроводов;
— необходимость ежегодной очистки колец дисков и ревизии для набивки сальников;
— большой вес и габариты;
— малый срок безаварийной работы;
— неудовлетворительная внешняя и внутренняя герметичность;
— частый выход из строя из-за поломки болтов или падения щечек.
Традиционным задвижкам и вентилям появилась достойная альтернатива – регулирующие шаровые краны под приварку. Шаровая регулирующая и запорная арматура из качественных материалов сравнительно недавно используется в системах газоснабжения, отопления, водоснабжения, на отдельных узлах промышленных и теплоэнергетических объектов.
Но на многочисленных промышленных объектах и объектах теплоэнергетики (трубопроводах тепловых сетей, ЦТП, котельных, РТС, ТЭЦ), где к эксплуатации надежности предъявляются высокие требования, использование арматуры из цветных металлов с муфтовым присоединением ограничено. Такую арматуру не используют для трубопроводов с диаметров выше 5 см, которые работают в условиях высоких давлений и температуры, так как прочностные характеристики резьбового соединения и корпуса существенно ниже, чему арматуры из чугуна и стали.
На таких объектах для трубопроводов в качестве запорной арматуры применяют чугунные или стальные задвижки. Но существующие ограничения нормативных документов также распространяются и на использование чугунной арматуры, в связи с этим на теплоэнергетических трубопроводах главным запорным элементом является стальная арматура. 15 лет назад на отечественном рынке появились стальные шаровые краны. Они получили хорошую оценку экспертов, после чего стали постепенно вытеснять традиционные задвижки.