Мотоблок – это довольно распространенная универсальная и очень мобильная сельскохозяйственная техника на базе одноосного шасси, своего рода родственник малогабаритного трактора.
Мотоблоки качественно справляются со сплошной и междурядной обработкой почвы, скашиванием травы, уборкой снега, перевозкой грузов и с другими работами, которыми может заниматься культиватор и даже минитрактор.
Любая модель мотоблока любого производителя имеет двишаетль, ходовую часть, трансмиссию, систему управления и систему агрегатирования.
На мотоблоки устанавливают, как правило,2-х или 4-хтактные бензиновые или дизельные двигатели, которые снабжаются автоматическим регулятором частоты вращения, что заметно упрощает работу операторов. Диапазон номинальной мощности двигателя зависит от размеров мотоблоков. На лёгких машинах он может быть от 1 л.с. до 5 л.с., а у тяжёлых мощность двигателя может доходить до 10 л.с, а иногда и больше.
Трансмиссия у мотоблоков может быть довольно разной и отличается большим разнообразием различных технических решений. Классическим вариантом тракторной трансмиссии являются зубчатые трансмиссии. Они содержит зубчатые цилиндрические или конические передачи, имеют реверс, несколько ступеней передач, вал отбора мощности и применяются только на тяжёлых мотоблоках. Муфта сцепления на машинах с такой трансмиссией, как правило, имеет специальный отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя у такой техники расположен по горизонтали и перпендикулярно оси ведущего колеса.
На легких мотоблоках применяется в основном зубчато-червячная трансмиссия, которая представляет собой два редуктора. Коленчатый вал двигателя располагается вертикально. Как правило, имеет автоматическую центробежную муфту сцепления и иногда даже разобщительную. Машина с зубчато-червячной трансмиссией может иметь вал отбора мощности и отличается компактной коробкой передач.
Ременно-зубчато-цепные трансмиссии – это когда двигатель работает и приводит в движение входной вал редуктора с помощью ременной передачи, которая к тому же одновременно выполняет и роль сцепления. Такая цепная передача позволяет отлично увеличить агротехнический просвет. Здесь коленчатый вал движка расположен горизонтально, в параллель оси ведущих колёс. Некоторые модели имеют отбор мощности, вариатор и реверс. А редуктор может быть одноступенчатым, а может быть и двухступенчатым.
Система агрегатирования любого мотоблока разработана так, что предназначена для сопряжения этого вида техники дополнительными орудиями, которые необходимо либо установить на ведущую ось, либо закрепить на специальном кронштейне.
Система управления мотоблоков представляет собой набор оборудования, которое помогает человеку, который, находясь, сзади машины, управляет ей. В конструкции мотоблока есть рулевые штанги, за которые оператор удерживает машину и с легкостью направляет ее. На этих штангах располагаются органы управления всей трансмиссией и двигателем . Обычно на левой штанге находятся все органы для управления муфтой сцепления. А на правой – двигателем. На тяжелых моделях мотоблоков на этой же, правой штанге, есть органы управления тормозом.
Лёгкие модели мотоблоков, как и , обычно комплектуются фрезами, а иногда и окучником. Средние по размерам и мощности мотоблоки имеют, как правило, съёмные колёса и имеют почвообрабатывающие фрезы, борону, плуг, косилку, окучник или полуприцеп. Тяжёлые же мотоблоки имеют, как правило, несменные колёса, комплектуются, так же как и средние, и могут выполнять роль даже снегоочистителя и бульдозера. Однако весь необходимый набор орудий необходимо приобретать отдельно от мотоблока.
Источник: