Каждая автомобильная шина представляет собой сложную конструкцию и технологию изготовления и является важнейшим компонентом колеса автомобиля. Каждый производитель стремится к улучшению качеств и функций конечного изделия, а именно смягчение ударов и толчков, передаваемые впоследствии на подвеску транспортного средства, хорошее сцепление с дорожным покрытием, улучшенная управляемость, передача тяговых и тормозных сил, выдерживание максимально допустимой грузоподъемности, прочность и надежность.
Шины могут быть самыми разнообразными, так как делятся по нескольким направления. Ниже представлена их классификация:
1) По форме профиля автомобильные шины делятся на широкопрофильные, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные, арочные и шины-пневмокатки. Все они различаются по отношению высоты профиля к его ширине, которые обозначаются буквами H и B соответственно.
2) По назначению автомобильные шины делятся в зависимости от того, на каком транспортном средстве они используются. Они могут быть отдельно для микроавтобусов, мотоциклов, прицепов, легковых и грузовых автомобилей. Шины выдерживают любые температуры от -45 до +55 градусов.
3) По габаритам шины могут быть крупногабаритными, среднегабаритными и малогабаритным и различаются по ширине профиля.
4) По принципу герметизации существуют камерные и бескамерные автомобильные шины. Их различие в том, что бескамерные шины некоторое время сохраняют давление при проколе, обладают меньшей степенью нагрева при длительной езде и меньшим весом, что не так сильно нагружает подвеску.
5) По конструкции различают диагональные и радиальные шины. Радиальные характеризуются нулевым углом наклона каркасных нитей корда и углом брекера (прослойка межды протектором и каркасом) не менее 65 градусов, благодаря чему дольше используются и не подвергается деформации шины при накачивании. Диагональные шины имеют угол наклона нитей и брекера от 45 до 60 градусов.
6) По виду рисука протектора бывают:
— летние шины – обеспечивают идеальное сцепление с сухой и сырой дорогой благодаря специальному протекторному рисунку, приспособлены к езде на высоких скоростях и очень износостойкие;
— зимние шины – обеспечивают хорошую езду в зимнее время по обледенелым и заснеженным дорогам за счет наличия на протекторе рисунка в виде четко выраженных «шашек»;
— внесезонные (универсальные) шины – предназначены для езды как в зимнее, так и в летнее время, отличаются разветвленным рисунком;
— шипованные шины – за счет наличия шипов на протекторе улучшают движение по заснеженным дорогам, а также обеспечивают интенсивное торможение;
— внедорожные шины – предназначены для езды по бездорожью, отличаются глубиной протектора и наличием объемных «шашек» и «грунтозацепов»;
— слик – шины, предполагающие отсутствие рисунка протектора, используются на спортивных соревнованиях, где важно максимальное ускорение, а не максимальная устойчивость.
Все автомобильные шины имеют следующие основные элементы: каркас (состоит из одного или нескольких слоев), боковину (резиновый слой на стенках каркаса), брекер (прослойка между протектором и каркасом), протектор (элемент, осуществляющий контакт с дорогой) и борт (часть покрышки для фиксации и герметизации).
Все автомобильные шины имеют свою маркировку, включающую размер и модель, индекс скорости, грузоподъемности и завода-изготовителя, порядковый номер, дату изготовления, норму слойности, штамп техконтроля, балансировочную метку, сортность и номер ТУ или ГОСТа. В зависимости от дополнительных характеристик некоторые изготовители используют дополнительные обозначения, например, в какой стране сделаны шины, знак направления вращения в виде стрелки и т.д.